Алюминиевое остекление веранды от Хундертвассера
Традиционно в Вену ездят, чтобы послушать музыку в здешней Опере, погулять вокруг дворцов Хофбург, Шенбрунн, попить кофе с кусочком «Захера» или послушать гул дубов в прославленном Штраусом Венском лесу. Но, в последние годы все чаще в австрийскую столицу приезжают те, кто желает лично увидеть удачный пример применения светопрозрачных алюминиевых конструкций. Имеется в виду легендарный Дом Хундертвассера, в корне изменивший взгляд жителей планеты на градостроительство.
Чем примечателен этот дом? Тем, как ловко использовал его архитектор – господин ФриденсрайхХундертвассер, возможности остекления веранды алюминиевым профилем. Ну, а теперь по порядку. Данное строение появилось в Вене на улице Kegelgasse в 1983 году. Раньше оно было одно, но в 90-т годах ушедшего века рядом с ним появилась целая «Деревня Хундертвассера». В австрийских справочниках она называется HundertwasserVillage. Это – экспозиционный центр, имеющий такое же фасадное остекление здания, как и его прототип. В средине, кроме выставочных площадей, находятся сувенирные лавочки и самый стильный в Вене общественный туалет. Через год к деревне Хундертвассера присоединился выстроенный в такой же тематике «Дом искусств» именуемый горожанами галереей Кунстхаус.
Ну, а мы вернемся к нашему Дому. В строении оригинальной формы размещено 52 квартиры, сдаваемые в аренду, и 4 офиса. Кроме них, строение, расположенное в центре когда-то индустриальной окраины, имеет 19 террас. На них произрастает 250 деревьев, если на сегодняшний день никто из владельцев или арендаторов самостоятельно не увеличил проектное «озеленение территории».
То есть Дом Хундертвассера стал первым воплощением экологически выдержанного градостроительства в мире. Авторы – уже упомянутый архитектор, и его коллега - Йозеф Кравина, создали здание будущего. Многоэтажный дом сбоку похож на холм, разбитый на ухоженные террасы, домики и кусочки леса. Стеклянные фасады отдельных этажей имеют разную величину, а также цвета и узоры. В оформлении использованы только появившиеся на тот момент алюминиевые профили с тонированным стеклом и традиционные глиняные глазурованные плитки. Благодаря замыслу архитекторов, практически каждый житель или, работающий в доме, человек, получал доступ к зеленной террасе. А во время отдыха на собственной застекленной веранде, каждый из них мог любоваться зеленью, растущей за окном, «всего» на каком-то 9 или 15-м этаже.
Любопытно, что сам автор за свой проект не взял со строителей ни копейки. Он был счастлив тем, что ему позволили реализовать свою фантастическую мечту. А еще тем, что предотвратил появление чего-то откровенно уродливого, типичного и экологически невыдержанного.
Благодаря оригинальному остеклению фасадов и множеству «висячих садов» промышленный район быстро превратился в важный туристический объект. Первыми паломниками в Вену стали архитекторы и поборники эко-стиля из разных стран. Поэтому, если мы сегодня видим в США, Нидерландах, Гонконге или Китае футуристические дома, крыши и стены которых похожи на леса или цветочные клумбы, то должны знать, кто стоял у истоков подобного домостроения.
Кстати, созданием жилого дома с зимними садами и открытыми зелеными террасами Хундертвассер не ограничился. По его проекту в Вене в 1988 году была создана оригинальная труба и фасад завода, на котором перерабатывают мусор. Таким образом, он обратил внимание прессы и общественности на проблему, а также развернул модный вектор в сторону экологически выверенного градостроительства.